08.03.2019 743
Как Запорожской области удалось стать лидером в реформе децентрализации

Децентрализация — стала важным толчком для развития Запорожской области. Как проходил процесс децентрализации уже на «НовостнОЙ!».

Аскад Ашурбеков рассказал, как Запорожской области удалось стать лидером в децентрализации  и опыт каких стран помог нам.

Запорожская область, одна из лидирующих в реформе децентрализации

Есть несколько факторов, которые привели к такому результату.

  1. Сплоченная команда единомышленников. Главный – в Запорожской области есть достаточно консолидированная  команда децентрализации. В одну сторону смотрят и областная государственная администрация, и областной совет, и центр развития местного самоуправления, другие субъекты, которые реализуют реформу. То есть, фактически есть единая линия, и практически отсутствует противодействие в создании громад, которые есть в других областях.
  2. Участие губернатора. Нужно отдать должное губернатору области,который также поддерживает создание громад, все активно агитируют за реформу децентрализации.
  3. Центр развития. Мы работаем прям на передовой линии. Колоссальное количество выездов на территорию.  Постоянно коммуницируем с людьми, тем самым убеждая их в том, что реформа децентрализации на высоком уровне. Поэтому такие результаты.

Каким образом саботируют реформу в других областях

Есть прецеденты, когда даже на уровне областных администраций. По сути, профильный орган, который отвечает за реформу децентрализации, ее блокирует. Это есть в Закарпатской области, в Киевской тоже до недавнего времени реформа стояла на паузе. Это всевозможные группы влияния, конфликт интересов между аграрием и финансово-промышленными группами. Потому что так или иначе направление по объединению громад – затрагивает интересы многих субъектов. Поэтому, когда кому-то не нравится формат громады или что-то ещё, они начинают включать рычаги, чтобы затормозить этот процесс. Вот в некоторых областях такие прецеденты есть.

В Запорожской области тоже есть определённые попытки, различных групп влияния вмешиваться в этот процесс. Но благодаря консолидированной позиции ключевых субъектов  удаётся это всё просто нивелировать. Плюс общесистемная украинская проблема – саботаж со стороны районных советов. Потому что, по сути, районные советы именно то звено, которое после объединения громад, теряет свою актуальность. Поэтому они саботируют объединение, так как имеют формальное и неформальное влияние на глав сельских советов.

Они дают о реформе другую информацию, другие трактовки. Но в Запорожской области таких районов очень мало: Вольнянский, Мелитопольский, Васильевский, здесь очень хорошо видно, что районные советы решили бороться с реформой.

Как проходит процесс объединения

Алгоритм объединения, зафиксирован в законе о добровольности объединения.

Чаще всего, традиционно, объединение начинается с неформальной договорённости между советами, населёнными пунктами, которые будут объединяться. Если стороны достигли неформального согласия, начинается формальная сторона вопроса.

Начинается это с инициации общественных обсуждений, так называемых —  общественных слушаний. Перед местными жителями выносится вопрос: – «Поддерживают ли они объединение?». Они высказывают своё мнение «за» или «против», голосуют – принимают решение.

Если решение позитивное, субъект — инициатор объединения, отправляет своё решение тем субъектам, которые должны присоединится. Они проводят такие же обсуждения, голосуют и если ответ позитивный, то создаётся общая рабочая группа. В ней присутствуют представители всех территорий, которые будут объединятся в громаду.

Они готовят все технические документы, проекты и решения по объединению. Когда это готово, то всё снова выносится на общественные обсуждения. После второго обсуждения, следует сессия во всех советах, где подтверждается голосование людей и отправляют документы в областную государственную администрацию.

Именно областная администрация даёт вывод на соответствие этих документов с Конституцией. Если всё соответствует закону, то создаётся громада. Параллельно с этим, идёт письмо на центральную избирательную комиссию о том, что будут выборы.

Какие страны помогали в реализации реформы

В информационной плоскости любят говорить, что мы перенимаем польский опыт. На самом деле, это не так. То, что у нас внедряется — это смесь опыта Дании и Германии. Это очень близко к реформе самоуправления, которую они провели. Датско-немецкий опыт – то что сейчас реализуется в Украине. Но нужно сказать, что у нас форма децентрализации очень успешна. По сравнению с коллегами из Германии, Дании, потому что у них подобная реформа реализовалась 15-20 лет.

Нам удалось за 4 года базовый уровень реформировать. Это большие темпы, при том, что у нас всё было добровольно, без административного давления. Поэтому даже за границей коллеги признают, что в Украине реформа проходит очень быстро. Конечно, есть много нюансов, но они больше связаны с коррупцией и прочим.

Поделиться